Развитие речи и памяти, обучение чтению и грамоте

Возраст: 
4 - 6 лет
Филиалы: 
Автозавод
Восток
Запад

Развитие речи и памяти, обучение чтению и грамоте с элементами риторики и словесности.

«Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово- есть воссоздание внутри себя мира»- писал К.С. Аксаков.

Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром - развитой, богатой, выразительной речью.

В истории человека нет более любознательных исследователей, чем дети в возрасте от 18 месяцев до 4 лет. В дошкольном возрасте процесс обучения протекает стремительно, как бы мы этому не препятствовали. Если же мы начнём помогать, то скорость обучения окажется просто невероятной. Маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний. Мы можем заметно расширить его кругозор, во много раз увеличить количество получаемой информации, не говоря уже об интеллектуальном потенциале, если предоставить ребёнку неограниченные возможности и одновременно  поощрять его к учёбе.

Чтобы разобраться в развитии человеческого мозга, надо начать непосредственно с зачатия. Именно с него идёт взрывоподобное развитие человеческого мозга, которое затем постепенно замедляется. Процесс завершается к 8 годам.

Ребёнок в возрасте от 1 до 5 лет - этот период имеет решающее значение для всей будущей жизни ребёнка. Мы любим его, заботимся о том, чтобы он не поранился, успокаиваем его игрушками и водим в детский сад. И при этом, сами того не осознавая, делаем всё возможное, чтобы он знал как можно меньше.

А ведь нам следовало бы позаботиться об утолении его невероятной жажды всё нового и нового материала для изучения, который он стремиться усвоить во всех доступных ему формах и особенно  языковой - устной или письменной. Именно этот период - период ненасытного любопытства - и формирует интеллект человека.

Поэтому ребёнку надо предоставить все возможности получать знания, а именно знаниями он наслаждается больше всего остального.

В период 5-8 лет заканчиваются самые пластичные, гибкие, созидательные дни, и ребёнок приступает к формальному обучению.

 

Условия:

  • Занятия по будням вечером и выходным дням.
  • Наши занятия разноуровневые.
  • Ребёнок с нами может заниматься 1 год, 2 года, 3 года - пока не отправим Вас в школу!
  • Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата.
  • Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи умеренной громкости правильному интонированию.
  • Исправление недостатков произношения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
  • Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
  • Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа, развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, песенок, потешек и воспроизведение с соблюдением нужной интонации.
  • Ответы на вопросы по прочитанному.
  • Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

1. Развивать устную связную  речь, т.е. обучение рассказыванию, умению рассматривать  картину и называть действия персонажей.

2.  Учить описывать предмет (игрушку, растение, одежду), называя наиболее характерные признаки, а также пересказывать короткие, хорошо известные им сказки и небольшие рассказы, впервые прочитанные на занятии. Формировать навык классифицировать предметы.

3.  Ввести понятие «звук», знакомство с буквенным обозначением звуков. Подготавливать детей к первоначальному обучению чтению. Дать первоначальное представление о слиянии звуков, образовании и чтении слогов.

4. Развивать устную речь детей, память. Учить запоминать и выразительно читать стихи.

5. Развивать слуховое восприятие, речевой слух, речевое дыхание, моторику пальцев рук (пальчиковая гимнастика). Помочь детям избавляться от многочисленных лексических ошибок, ошибок в согласовании слов в предложении.

6. Продолжать работу по обучению ребёнка говорить самому, слушать пояснения педагога и ответы товарищей, развивать умение рассказывать (высказываться, чётко и грамотно выражать свои мысли).

1. Воспитывать звуковую культуру речи. Определять на слух тот или иной звук в слове. Различать близкие по звучанию слова. Использовать интонационные средства выразительности.

2. Обогащать речь детей. Помогать детям усваивать лексику и грамматику русского языка. Дать понятие о слоге, слове , предложении. 

3. Первоначальное обучение чтению детей: ввести понятие «звук», знакомство с буквенным обозначением звуков, запоминание букв алфавита, дать первоначальное представление о слиянии звуков, образовании и чтении   слогов, простых слов.

4. Обучение грамоте: формированиеу детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. 

5. Знакомить детей с художественными произведениями всех жанров. Формировать умение слушать знакомые и новые произведения, рассматривать иллюстрации в книгах, картины, видеть в них источник информации. Учить рассматривать сюжетные картины и рассказывать о их содержании. 

6. Развивать память и речь путём заучивания стихов и пересказывания прочитанных рассказов и сказок. Выразительное чтение стихов.

1. Формировать грамматический строй речи:

  • Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;
  • Обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе;
  • Развивать умение определять наименование детёнышей животных;
  • Умение соотносить название глагола-движения с действием предмета, человека, животного.

2. Воспитание звуковой культуры речи (обучение грамоте):

  • Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;
  • Формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст;
  • Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (твёрдые и мягкие);
  • Обучение звуковому анализу (выделение звука в начале, середине и конце слова), нахождение одинакового звука в разных словах.
  • Определение количества слогов в слове.

3. Обучение связному чтению, учить записывать слова печатными буквами.

4. Расширение словарного запаса в ходе формирования представлений и знаний об окружающем:

  • Тематические группы слов;
  • Формировать и закреплять представления об обобщающих понятиях (живая и неживая природа: профессии, транспорт, овощи, фрукты, мебель и др.);
  • Формировать умение отбора слов и точность словоупотребления.

5. Развивать связную речь детей:

  • Формировать элементарные представления о структуре текста( начало-середина- конец);
  • Обучение соединению предложений разными способами связей;
  • Обучение построению высказываний разных типов: описаний повествований, рассуждений;
  • Продолжать учить рассматривать сюжетные картинки и рассказывать об их содержании.

6. Развивать речь и память посредством запоминания и выразительного

  • чтения стихов, поговорок, скороговорок, словесных и логических игр:   
  • повторение, сопоставление и выделение в предметах определённых свойств и признаков (анализ), обобщение, группировка материала.

7. Развитие самоконтроля и самостоятельности в деятельности, выработка навыков культуры поведения.

8. Занятия по риторике и словесности.

1. Положите перед глазами текст.

2. Попросите читать спокойно и постараться запомнить то, о чём он читает.

3. Засеките на секундомере 1 минуту.

4. По Вашей команде: « НАЧАЛИ» запустите стрелку.

5. Через минуту остановите командой «СТОП».

6. Сосчитайте количество прочитанных слов, учитывая все предлоги и союзы.

  • 5-10 слов в минуту – МОЛОДЕЦ! Но надо ещё потренироваться
  • 10-20 слов в минуту – ОЧЕНЬ хорошо!
  • 20 и более слов в минуту – ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Пора маме расслабиться и вспомнить, что впереди лето. Вы заслужили отдых.

7. Оцените качество чтения

  • Слогами
  • Целыми совами или предложениями
  • Бегло, как взрослые

8. Оцените выразительность

9. Оцените осознанность чтения, спросив: «Ты запомнил, о чём текст. Расскажи»

10. Не забудьте похвалить своего малыша, каким бы не был результат. Он ведь старался!

После дождя

Мы пошли в лес по грибы. Хорошо в лесу!  Хожу, присматриваюсь. Вон в мох спрятались моховики. А там пень облепили опята. Мягко режет ножик. Иду глубже в лес. Смотрю - гриб на кусте. Это белка себе на зиму припасы готовит. А вот подосиновик. Он растёт под осиной. А подберёзовик - возле берёзы. Боровики любят хвойные деревья - боровой лес. Незаметно мы насобирали полные кошики.

Л.Н.Толстой

Уважаемые родители, помните:

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я- [йа], Ю-[йу], Е-[йэ], Ё-[йо].

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками.) 

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Также для этого возраста:

Наши контакты:
velcom: +375 (29) 333-71-00
мтс: +375 (29) 856-24-65